Посмотрел вчера "Человек - швейцарский нож". Остался под большим впечатлением. ВНИМАНИЕ - если вы не фанат абсурдного юмора или не насмотрели определенное количество фильмов, просто даже не тратьте время на прочтение рецензии, листайте дальше. Дело в том, что вам придется пробиться через толстый слой непонятного, неприятного и странного, чтобы найти что-то прекрасное. Есть более простые способы это сделать. Но если вы посмотрели N фильмов (скажем, 500, например), то, надеюсь вам это кино доставит так же как и мне - безудержно и беспощадно. Смотрите обязательно. Да, только что дописал рецензию. Очень-очень много мыслей, которые нашли отражение в очень-очень много букав. Слабонервным не читать. Сюжет рассказывать не интересно, перейдем к тому, что в этом фильме примечательного. Во-первых абсурд. Много много абсурда. Если вы видели трейлер, то часть уже понимаете, но можете не тратить время на трейлер, больше открытий будет в фильме. При этом мне показалось, что это не такой абсурд, как, скажем в "Монти Пайтон и Священный Грааль", где зрителя пол фильма раскачивают, раскачивают, разминая мозг, выбивая из него критическое мышление, а потом показывают палец и ты не можешь остановиться. Нет, здесь режиссер как герой Эвана МакГрегора в Trainspotting (англ название лучше) показывает вам сначала унитаз, потом оказывается что это унитаз в самом грязном общественном туалере в Шотландии. Но на дне унитаза что-то есть. И вот вы засовываете туда руку, глубже, уже по локоть, и вдруг вы ныряете туда полностью. И вдруг, внезапно, юмор абсурда повсюду, и он оказывается хорош. Во-вторых, режиссура. Первое, что касается этого пункта - это то, как ломаются шаблоны. Вот для этого нужно насмотреть фильмов. Когда у тебя в голове сформировано представление о том, как дОлжно развивать, что за чем идет, и если показали А, то покажут Б. Вот тут-то режиссер берет и ломает вам все представление, и так раз за разом. И вроде бы, если просто взять структуру фильма и поломать ее во всех местах, то получится просто набор гегов сродни стендапу, но нет, режиссер это все увязывает во вполне себе приемлемую интересную и правильно построенную сюжетную линию. И тут мы приходим ко второй мысли про режиссуру. Она гениальна (субъективное мнение). Когда я начал пытаться анализировать, каким образом режиссер (кстати, тут, раньше и далее я имею ввиду обоих режиссеров, просто они ноунейм для меня) выстраивает всю картинку, какими простыми вещами доносит до зрителя информацию так, чтобы он понял. Взять для примера первую сцену, ему понадобилось два долбанных кадра, чтобы зритель мгновенно понял ситуацию - статика, общий план и крупный план, все. Не нужно закадрового голоса, надписи-индикатора места и времени, сумасшедших перебивок, экшн сцены. Зритель вовлечен в фильм мгновенно - общий план и крупный план. В-третьих, теперь уже я не смогу обойти стороной сюжетную линию. За толстым слоем абсурдного юмора и всякой непонятной маленькой фигни (ц) (как на картинах Иеронима Босха) вдруг начинает вырисовываться сюжет, и это все еще и смысл обретает. И ты начинаешь офигевать (ну я, во всяком случае). Кстати, что круто, прямого пояснения того, что происходит в фильме режиссер вам не дает, сами додумывайте. Так что, полагаю, фильм можно трактовать многими и многими путями. Мне лично очень зашло понимание, которое пришло ближе к середине, что мертвый персонаж - это внутреннее альтер эго живого персонажа, которого, впринципе, можно считать мертвым, т.к. у него закончились все чувства, эмоции и стремления. И в отчаяньи, он пытается чисто механически оживить свое настоящее я, погребенное под ворохом комплексов. Прям вот электрошоком. И потихоньку это удается, наполняя его жизнь смыслом и стремлениями. И при этом меня еще простреливает аналогия мертвого персонажа с новорожденным, т.к. он будто заново открывает мир, он лишен зашоренности взрослого, комплексов, привычек и правил. В общем и целом, выходит, что фильм о таком себе эмоциональном перерождении чувака, который достиг самого дна собственной рефлексии. Идем дальше, в-четвертых, игра актеров. Если у вас до сих пор есть представление, что Дениел Редклиф = Гарри Поттер, то вам сюда. Я правда, не уверен, что вам понравится подобное замещение образа, но он в этом фильме абсолютно шикарен. Не хочу сказать ничего плохого про Пола Дано, он тоже отыграл на отлично, но Редклиф прям поразил. Сам персонаж крутейший, но и вополтил он его офигительно. Кстати, я бы фильм растащил на цитаты, там столько крутейших реплик от Редклифа (отчасти от того, что я описывал в предыдущем абзаце). "И от этих мыслей рождаются другие мысли. Например, если мой лучший друг прячется, чтобы пукнуть... Что еще он от меня скрывает?" Ну и последнее. Совершенно потрясающий саунтрек. Он невероятно гармонично ложится на фильм, хотя выглядит очень странно. Музыкальный ряд очень похож на то, что делают в Швединге. И, да, основная гармония крепенько западает в сознание. В общем и целом. Если хватило терпения дочитать, то посмотреть уж точно стоит. Приятного :)

Теги других блогов: фильмы режиссура абсурдный юмор